Размер шрифта:
Цвета сайта:
Обычная версия
Интервью со Светланой Вакуленко

 

Светлана Вакуленко: «Когда дело уходит в песок, творчества не получается»

С председателем  жюри областного хореографического фестиваля «Хрустальная туфелька»,  педагогом Дома танца «Канон – Данс», хореографом - постановщиком  из Санкт-Петербурга Светланой Вакуленко мы беседуем в кабинете Дома народного творчества после церемонии награждения. Отгремели аплодисменты в адрес победителей, позади два  дня напряженной работ, чувствуется усталость.. Однако, Светлана Михайловна  с радостью соглашается на интервью, ведь разговор о самом важном деле ее жизни –искусстве  танца.

С.В.: Я второй раз участвует в жюри «Хрустальной туфельки». В прошлом году  конкурс проходил в Вельске. Знаете, у меня к Архангельской земле  особое отношение, муж родом отсюда. Я с удовольствием  откликаюсь на приглашение, здесь столько талантливых детей!
Прелесть этого конкурса в том, что у всех коллективов есть возможность поучаствовать. Есть поддержка, поэтому не надо платить вступительные взносы, как это часто бывает на фестивалях.  Так что,  для некоторых ансамблей – это реальный шанс приехать и  показаться. Но все же главная цель этого фестиваля –  обмен опытом,  возможность  продемонстрировать свои наработки.

Т.С:  35 коллективов, все разные. Непросто было судить?

С.В.: Роль членов жюри – не осудить, а провести разбор номеров. Каждый из шести членов жюри посоветовал, разобрал, порекомендовал. Это очень важно, когда есть возможность такого рода общения.
Здесь есть коллективы маститые, у которых все в порядке со школой, с выучкой. Иногда не хватает идей у самих балетмейстеров. Их надо вдохновить, подтолкнуть. Хотя в этом году были очень сильные, хорошие, удачные  постановки.  Композиция «То, что нас оберегает»  ансамбля «Ассорти» из Котласа - это зрелая, балетмейстерская работа в современном танце. Очень хорошие работы в народной номинации – танец «Рябинушка» у «Грации», номера хореографической студии Малого  Северного  хора. Есть коллективы начинающие. Всем стараешься помочь, направить в технических, методических моментах.


С.Т.: Какими критериями отбора вы лично руководствуетесь?

С.В.: Оценивается конечный результат. Были, например, номера, где дети демонстрируют и  шпагат и  мостик,  но танец не складывается. Это такой вид искусства, где все работает вкупе. Бывает, что номер сделан не по возрасту. Вроде  выполняют все движения,  композиционно все грамотно, но перегружена техника – дети не справляются.   Либо наоборот:  ребята выросли, а номер примитивный. Это соответствие – для меня  самое главное. Иногда можно на очень простых ходах, простых лексических материалах, но за счет рисунка, костюма сделать так, что глаз не оторвать. Это,  конечно, дело вкуса педагога, его желание, мотивация.

Т.С.: Вы ощущаете разницу в подготовке  между коллективам из небольших поселков и городов?

С.В.: Я наблюдаю, как вырос коллектив из маленького поселка   Сура Пинежского района.  Видно, что ребята занимаются с желанием. Понравился коллектив  «Феерия»  из Коряжмы - такие разнотипажные ребята. Не сказать, что у них большие достижения в хореографии, но все сделано  грамотно, по силам ребятам. Исполнители  понимают, зачем они выходят на сцену, и номера смотрятся очень гармонично.
Хорошая постановка и  костюмы  у «Золотого ключика» Архангельского КЦ «Маймакса».
Порадовал коллектив «Гармония», который заявился  в этом году в народную номинацию.  Студия «Апельсин» из АГКЦ  показала  простой, но симпатичный по форме танец.
Прекрасно смотрелась «Устьяночка».   И очень многие коллективы оставили самые радужные впечатления. Конечно, все зависит от личности педагога. И здесь не важно, откуда ты: из маленького поселка или из крупного города. Место жительства не влияет. Сейчас много мастер-классов, много информации  в Интернете.

Т.С.: Согласитесь, многих родители отдают ребенка в хореографию  для общего физического, эстетического развития.  Как с этим совместить профессиональную подготовку танцами?

С.В.: Я уверена, что занятие в хореографическом коллективе  помогает в очень многих сферам: в  плане общения, в плане взаимоотношений с людьми. Если вы понимаете, что такое партнерство на сцене, то вам легче устанавливать отношения и в обществе. Что такое работать сольно, что такое работать в ансамбле. Эти взаимоотношения  трансформируются в нашу обычную, повседневную жизнь. А учитывая,  что сейчас у детей есть много соблазнов ухода в эту виртуальную реальность, занятия  живым делом, красивым искусством -  это большой плюс. Кроме того,  это и историческое воспитание. Народный  танец – это не только русский. Даже на этом конкурсе мы увидели и кубанские, и украинские, и балканские мотивы. Это и история костюма, и история музыки. Большой  и очень полезный поток информации.
Конечно, дети разные. Есть те, кто ходит для своего удовольствия, для эстетического развития, для общения. Но, как правило, даже среди 20-ти человек, есть пять, которые хотят большего погружения.
Надо давать возможность всем. И этот фестиваль этим и хорошо, что здесь наряду с маститыми коллективами, выступают начинающие. Они получат диплом участника, но что более ценно,  они получат опыт. В рамках фестиваля «Хрустальная туфелька» проходили два мастер-класса по народному и современному танцу. И пришли не только хореографы, но и сами участники коллективов.

Т.С: В Санкт-Петербурге вы работаете в частной школе, а в регионах трудно без государственной  поддержки, поддержки местной администрации…Или это бремя переложить на родителей?

С.В.: Мы тоже работаем с грантами, у нас есть и бесплатные и коммерческие занятия. На родителей все не повесишь. Есть талантливые детки, а нужных средств у родителей нет. И наоборот. Должна быть возможность реализации. Для любого творческого человека важна  моральная  и  финансовая поддержка.  Поездки на фестивали, смотры, учебы, возможность воплотить замыслы  - большой стимул для развития. Когда ваше дело уходит в песок, творчества не получится. Хоть какая – то часть из бюджета будет поддержана – это уже большое подспорье. Все вернется  сторицей.

Хочется пожелать фестивалю стабильной поддержки, чтобы он развивался, чтобы   в дальнейшем  были связи с другими регионами, с другими фестивалями, чтобы он выходил и на новый  уровень. Но статус «областного»  – очень важен. Не все коллективы решатся замахнуться  на Всероссийский.  Только на «Хрустальной туфельке» представлена практически вся Архангельская область. И сначала надо  взойти на эту ступень.


Беседовала Тамара Статикова